Создание и история. 1906-1917 г.  

Постоянный совет объединённых дворянских обществ России был создан 22 мая 1906 г. Становление первой всероссийской дворянской организация пришлось на трагические дни Российской истории: Империя только что пережила поражение в русско-японской войне и революционную смуту 1905 г. и стояла в тот критический момент на грани национальной катастрофы. По иронии судьбы, единственная организация, предложившая эффективные (по крайней мере, в ближайшие довоенные годы) меры умиротворения волнений и обеспечившая их претворение в жизнь, была создана основываясь на положениях Высочайшего повеления 4 марта 1906 г. об обществах и союзах, которое представлялось, как уступка либерально-революционным кругам. До этого, единственной формой дворянского сословного самоуправления оставались уездные и губернские дворянские собрания. Губернские и уездные собрания могли делегировать своих представителей в органы местной администрации. Там они занимали часть должностей, сдерживая произвол чиновников и исполняя роль посредников между государством и дворянским сообществом. Уездный и губернский предводители не зависели друг от друга напрямую. Они координировали свою деятельность в рамках избранного Депутатского дворянского собрания, в состав которого входили губернский предводитель и предводители уездных дворянских собраний. В 1902 г. этим собраниям был придан статус отдельных обществ, подчинённых Сенату. Однако, реальные возможности дворянских собраний влиять на положение дел на местах последовательно сокращались властями (вместе с отменой дворянских привилегий) после реформ Александра Второго. Права же высказывать свое мнение по политическим общегосударственным вопросам сословие, представители которого занимали высшие посты в государстве и в армии, было лишено вовсе.
Воспользовавшись первой, предоставленной Императором возможностью, дворянство тут же приступило к формированию общероссийской организации, решительно вставшей на защиту не только сословных интересов, но, прежде всего государственных устоев. Единая дворянская организация должна была, по замыслу, стать силой, составляющей основу политической структуры общества, выполняющей функции стабилизации в государстве, гаранта его спокойствия и поддержания общественного порядка и согласия.

С 22 по 28 мая 1906 года в Петербурге в доме графа А. А. Бобринского был проведен первый Российский Дворянский съезд. 133 дворянина представляли на нем интересы 29 из 37 дворянских собраний европейских губерний России (впоследствии к Совету присоединились и все остальные губернские дворянские собрания). На Съезде был принят Устав Совета, были выбраны председатель, избираемый на 3 года, его заместители и 10 (затем 12 членов Совета). В 1906-1912 гг. председателем Постоянного совета являлся граф А.А. Бобринский (в дальнейшем ПСОДОР возглавляли такие видные представители дворянства как А.А.Нарышкин,А.П. Струков, и, наконец, А.Д. Самарин, бывший обер-прокурор Синода, единственный из мирян, баллотировавшийся на пост Патриарха Русской Православной церкви на Поместном Соборе в 1916-1918гг.) В работе совета принимали участие и губернские предводители дворянства. На местах действовали губернские советы - связующее звено между Постоянным советом и уездными и губернскими дворянскими обществами (эти советы были временно упразднены на Втором Съезде, и восстановлены уже в наше время) . 29 июня 1906 г Министром Внутренних дел был утвержден Устав ПСОДОРa, первый пункт которого гласил: «Съезды уполномоченных Губернских Дворянских Собраний имеют целью объединить Дворянские общества, сплотить дворянство в одно целое для обсуждения и проведения в жизнь вопросов, интереса общегосударственного, а равно и сословного».
Свое политическое кредо объединившееся дворянство высказало сразу же и недвусмысленно в адресе, посланном Императору съездом: "Трудовое земельное дворянство не бросит своих гнезд, государь, и до конца выдержит трудную борьбу с революцией". От слов Совет перешел к делу: руководство ПСОДОР провело частные переговоры с только что назначенным Министром внутренних дел Столыпиным. На них Совет пообещал поддержку правительству, при условии принятия политической программы преодоления революции, которая включала
роспуск Думы,
введение “скорорешительных судов” для террористов и мятежников,
прекращение переговоров с либеральными деятелями о вхождении их в правительство,
и изменение избирательного закона. Условия были приняты и I Дума была распущена 8 июля 1906 года. Соглашение правительства с представителями поместного дворянства постепенно исполнялось, и налицо была определённая консолидация контрреволюционных сил.
Проведение кабинетом Столыпина политической программы ПСОДОР значительно подорвало позиции революционеров, отодвинуло катастрофу и дало власти последний шанс в течение еще нескольких лет принять меры для ее предотвращения. В одном из документов Совета два года спустя говорилось: «За двухлетнее почти существование съезда уполномоченных и Постоянного совета объединенных дворянских обществ труды их оказали несомненную услугу делу восстановления хоть какого-либо правопорядка в России и не остались без влияния на всю правительственную политику, что и не раз признавалось в печати даже представителями левых партий. В самом деле, мы видим, что аграрная политика данного времени близко подходит к той, которая проектировалась на I съезде уполномоченных и является прямым следствием правительственного сообщения от июня 1906 г., непосредственно последовавшего за высказанными в адресе государю взглядами дворянства»
Столыпинская аграрная программа настолько совпадала с аграрной программой Совета объединенного дворянства, что все тогдашние политические наблюдатели, от кадетов до большевиков, подчеркивали это родство, порой прямо утверждая, что программа Столыпина — это программа объединенных дворян.
Вожди экстремистов и западные агенты влияния отлично это понимали: Ульянов-Ленин, считавший Столыпина препятствием к революции в России и Мировой революции, называл его «приказчиком Постоянного Совета», обосновано видя в дворянской организации главное препятствие к разрушению России. Но в действительности Постоянному Совету пришлось вести непрерывную борьбу с либеральными западническими устремлениями правительства. ПСОДОР, как сугубо аристократическая организация, оказалась способной эффективно использовать многие властные рычаги. Так, ему удалось добиться отмены прогрессистской реформы местного самоуправления, предполагавшей создание бессословной земской единицы (лишавшей Самодержавие последней естественной опоры на местах). Вмешательство ПСОДОР предотвратило также проект массового возведения в дворянское достоинство представителей буржуазии, что планировалось осуществить к 300-летию правления Романовых (а в пору первоначального накопления капитала, в их числе преобладали нувориши, как и в наше время сколотившие свое состояние грубыми, часто криминальными способами). Дворянство не поддержало и планы правительства закрепить за владельцами крупного капитала места на всех уровнях власти в обход выборов.
В сфере экономической ПСОДОР стоял за помещичье землевладение (несмотря на его подрыв, последовавший после безуспешных реформ Александра II), на основе точных научных исследований разоблачая спекуляции о разделе земли. Так, по данным экономистов М. Горемыкина, Д. Пестржецкого, А. Салтыкова в случае полного раздела всех помещичьих земель между крестьянами, на долю каждого крестьянина (а всего на долю крестьянства в начале ХХ в. Приходилось более ¾ всех пахотных земель Российской Империи, включая государственные, церковные, царские и великокняжеские, помещичьи и пр. земли) пришлось бы всего по четверти десятины (причем с учетом темпов роста населения и эта ничтожная прибавка была бы сведена на нет в ближайшие годы). При этом заработок крестьян в барской экономии в большинстве губерний Европейской России превышал доход крестьянина со своей земли в среднем в 4-7,5 раз..и 1907 г. - 26 губерний Европейской России), у крестьян доход со своей земли - 4 рубля с десятины в год, в барской экономии - 15 рублей. Это - за счёт современных приёмов ведения агрохозяйства, навыков культурного землепользования и привлечения современной техники, что было доступно только большим помещичьим хозяйствам. Губернии, в которых сохранялось преимущественно дворянское землевладение, также значительно опережали в экономическом развитии губернии с крестьянским хозяйством. Таким образом, сокращение рентабельного помещичьего землевладения угрожало снижением доходов самим крестьянам. В документах Дворянского Съезда справедливо заявлялось, что отчуждение помещичьей земли "поколеблет в корне один из наиболее твердых устоев государственной жизни - неприкосновенность права собственности" и "грозит опасностью социализма". Следует оговориться, что в России взгляд на землевладение совершенно отличался от протестантско-буржуазного понятия «священной частной собственности». Истинным «Хозяином Земли Русской» официально был Государь, Помазанник Божий, жаловавший ее в награду за службу (изначально и на условиях несения этой службы), причем права собственника были ограничены: нерачительный и безответственный землевладелец-дворянин попадал в дворянскую опеку и лишался права самостоятельно распоряжаться поместьями.
С самого начала ПСОДОР явился как бы буфером между Думой и западниками в министерствах, с одной стороны, и Государем (Двором, Госсоветом, правыми министерствами, Сенатом и Синодом) с другой. Каждый съезд ПСОДОР являлся важной вехой в ходе самодержавного управления страной. Ни один сколько-нибудь значительный политический вопрос не решался в Думе без предварительного обсуждения в ПСОДОРе. Современники одно время называли Постоянный совет объединенных дворянских обществ всемогущим. Он стал координационным центром для консервативных политических организаций и движений национальной и державно-патриотической направленности. Депутаты ПСОДОРа неизменно возглавляли правое крыло в Госсовете (в котором существовала квота для депутатов от дворянских обществ) и Государственной Думе. Кроме того, очень многие политические, общественные и благотворительные организации того времени по персональному составу участников и руководства вполне могли бы считаться неформальными «дочерними организациями» Постоянного Совета.
26 июля 1914г. состоялся Всероссийский съезд губернских предводителей дворянства, который предложил губернским чрезвычайным собраниям обсудить на местах вопросы: об объединении всех дворянских обществ для создания общероссийской организации помощи раненым, избрании с этой целью представителей с широкими полномочиями от каждой дворянской организации на Всероссийский съезд, создание общей кассы.
Следует заметить, что большинство участников дворянских собраний уже в 1914 году пошли на передовую, способствуя своим ратным подвигом приближению победы над Германией (победы, украденной у России большевиками ленинской гвардии, совершившими неслыханное в истории предательство России, сопоставимое только с горбачёвско-ельцинским развалом СССР). Но в то же время для военных нужд, для строительства и оборудования дворянскими собраниями госпиталей и лазаретов (для них нередко передавались здания дворянских собраний), для ассигнования на выдачу пособий семьям убитых солдат, создания губернских комитетов Всероссийского союза помощи больным и раненым воинам, на воздушный флот и оказание помощи семьям дворян, призванных на фронт, дворянские собрания перечисляли сотни тысяч рублей. При нехватке средств (объявленные на время войны министерством финансов налоговые льготы для купцов и промышленников не распространялись на земельное дворянство) собрания доставали эти деньги путем займа и добровольного повышения налога на дворянские земли, вводили сбор с дворянских земель и других недвижимых имуществ, принадлежавших дворянству. И это делалось семьями, члены которых в это же время сражались и первыми гибли на фронте! Постоянный же Совет руководил и работой Всероссийского Красного Креста.

Придерживаясь самых правых и прво-центристских воззрений, Совет просуществовал в качестве реальной политической силы вплоть до 1917 года, тогда как всесословные движения черносотенцев потеряли свой вес ещё до начала первой мировой войны. Его руководители направляли деятельность правых депутатов IV Государственной Думы, противостоя активности пресловутого Прогрессивного блока, то есть реально сопротивлялись натиску либералов.
Конечно, далеко не все дворяне на местах полностью поддерживали политику ПСОДОРа. Из материалов съездов видно, что часть депутатов по привычке пыталась сосредоточиться на губернских делах и решении узкосословных вопросов, закрывая глаза на положение в стране. Некоторые отдавали дань либеральным «прогрессивным» идеям, но большинство, безусловно, продемонстрировали верность Государю. Совет не ограничивал прав входивших в него губернских собраний, более того, каждое из них имело право приостановить членство или выйти из Совета, в случае несогласия с его решениями. На практике собрания не раз пользовались этим правом, но неизменно быстро возвращались в Совет, так как членство в нем по закону оставалось единственной возможностью для поместного дворянства влиять на политическую жизнь Империи.


Дальше>>>

Hosted by uCoz