Принципы сословного самоуправления, 1993 г.
(положения доклада С.Медведева на III Съезде ПСОДОР, положенные делегатами Съезда в основу дворянского самоуправления).

Возрождение дворянских обществ в постсоветской России заставляет нас вспомнить об одном из важных начал дворянской жизни_ сословном (а в современных условиях, скорее, сословно-корпоративном) самоуправлении. Его основы были заложены Жалованной Грамотой дворянству, и, не будучи самоуправством, оно существовало с Высочайшего дозволения.
Но сегодня мы живем при совершенно ином государственном устройстве. Органы власти, государственные структуры и должностные лица, отношения дворянства с которыми были оговорены Законом Российской Империи, много лет как прекратили свое существование. Отношения же дворянства с нынешним государством (юридически_ правопреемником СССР и Советской России, но не Российской Империи) по понятным причинам не оговорены никакими действующими законами, так как антисословные акты большевиков не отменены по сей день.
Ввиду этого до решения о правовом статусе дворянства, вопрос о возрождении дворянского самоуправления и сохранении его традиций особо актуален.
По названным причинам невозможно восстановить самоуправление в полном, протокольном соответствии с прежним образцом. Имитация же точного соответствия (лишь на поверхностный взгляд уместная на фоне появления одноименных или созвучных имперским названий некоторых государственных должностей, учреждений, наград и т. п.), без учета объективных изменений форм и основ государственного устройства в нынешней России, отнюдь не обеспечивала бы буквы закона, а часто вступала бы в противоречие и с его духом. Посему, речь может и должна идти не о реконструкции, а о реальном восстановлении и творческом развитии самоуправления внутри корпорации потомков дворян, основой которого, наряду с максимально-возможным соблюдением дворянского законодательства Российской Империи, стали бы наши понятия о долге, кодексе чести, достоинстве и правилах, принятых в благородном обществе.
Дворянство всегда являлось служилым сословием, подчиненным Престолу. Государь один обладал исключительным правом возводить в дворянское достоинство, лишать такового, утверждать гербы, жаловать титулы и учреждать государственные институты, в компетенцию которых входило исполнение подобных функций, а также надзор за дворянскими делами. Попытки присвоить подобные права сегодняшними учреждениями, общественными организациями, частными лицами не могут рассматриваться иначе, как безосновательные попытки вмешательства во внутридворянские дела (так как противоречат регулировавшим их имперским законам и не имеют основ в нынешней конституции, не предусматривающей сословность вовсе). Последствия подобных действий не имеют ни малейшего отношения к дворянству, а их решения_ законной силы.
Основной традиционной формой дворянского самоуправления является деятельность отдельных дворянских обществ (собраний) и их общероссийского объединения_ Постоянного Совета Объединенных Дворянских Обществ России. В его рамках могут существовать структуры с управленческими, координирующими, контролирующими, арбитражными, представительскими и др. Полномочиями, ни в коей мере не претендующие на роль государственных учреждений и исполнение их функций. Таковые структуры являются общественными органами сословного самоуправления, и действуют лишь в силу взаимного согласия между дворянскими обществами на основе норм дворянского поведения и верности дворянским традициям. Именно при условии четкого следования этим нормам, решения таких структур (не выходя за рамки действующего законодательства). обязательны для исполнения участниками избравших их дворянских обществ.

Hosted by uCoz