В. М. Желудов.
Информационно-краеведческий центр
в Петрищевской ООШ.
Создан по социальному проекту «Родовые гнезда» в 2007 году.
Воспитание эстетических чувств.
Культурно-исторический
материал присутствует в обучении разным предметам и, вполне понятно, имеет свое
специфическое воздействие: так предметы эстетического цикла - музыка и пение,
изобразительное искусство - непосредственно влияет на развитие мира чувств ребенка,
созидая в нем гармоничное чувство прекрасного. Королева эстетики - литература -
непосредственно воздействует
на чувства и ум ребенка, обогащая его духовный мир.
Но, чтобы не
отражалось в произведениях великих мастеров культуры, тем или иным образом
связано с великой историей, а в обучении учащихся этому предмету мы формируем и
углубляем понятие «культура»,
обогащаем духовный мир учащихся.
Предмет история позволяет познать мир в двух его формах:
·
наукой - раскрывает этапы развития человеческого
общества;
·
искусством- позволяет познать мир в художественных
образах, имеющих воздействие
на внутренний мир ребенка.
Изучаемые памятники
литературы и искусства на уроках истории позволяют раскрыть этические и
эстетические идеалы своего времени.
Как известно, сама
общественная жизнь включает эстетические категории. А потому, мы и рассматриваем
эстетику истории,
в которой произведения искусства выступают и средством доведения до учащихся
эстетических норм, и как факторы эстетического воспитания. Его воздействие заключается
в своеобразии
познания действительности, мира в художественно-образной форме и является
воспитывающим звеном в формировании духовно-обогащенной личности ребенка.
Первые знания о культуре
человеческого общества
(учащиеся
узнают из уроков истории Древнего мира)
Преподавателю истории необходимо показать,
что на данном этапе элементы культуры, как
материальной, так и духовной, возникают
в глубокой древности в процессе труда человека, и, что эта деятельность позволят
а показать мир в таких формах человеческого
мироощущения, как знание и искусство. Искусство также теснейшим образом
связано с зарождением религии. То, что необъяснимо,
древний человек выражал в чувствах, обрядах, танцах, амулетах. И вполне понятно, испытывая страх перед необъяснимыми явлениями жизни, первобытные умельцы
старались выразить уважение к
природе, животному миру, к женской сущности,
в идолопоклонстве перед красотой, используя не только искусство рук, но
и
передавая свои чувства в красочности, точности
ритуала, приближая изображение к
действительности, желаемое к удачливой
судьбе.
Вспомним наскальные
рисунки древних художников, их колдовские обряды, красочность татуировок, первые узоры
на глиняных
горшках.
Человек рисовал,
лепил, изображал то, что знал, наблюдал, понимал и
прежде всего животных, как основной источник своего существования.
Все это приводило к
накоплению знаний, формированию чувств и развитию искусства, что являлось
стимулом для более быстрого
развития человеческого общества.
Таким образом, в
первобытном обществе зародились такие виды искусства, как изобразительное искусство,
легенды, мифы, танцы, пантомима.
И истоки всего
последующего развития лежат в первобытной культуре.
Это прекрасно
просматривается при изучении материала по культуре мировых достижений в Древнем
Египте, западной Азии, Древней Греции, Древнего Вша: это возникновение школ,
театров, поэм,
замечательных скульптурных изображений, прославляющих красоту человека, его
мужество и пленительную красоту женского тела. Это и проведение олимпийских
игр, где наглядно были видны и физическая и духовная мощь человека-спортсмена.
Это и полет человеческой мысли в науке, когда создавались технические новинки: порох,
бумага, часы, компас; когда человеческий гений проникал во Вселенную, создавая карты
звездного неба, предсказывая, солнечные затмение и окунались на первых парусных кораблях в просторы
морей и океанов.
Громаду
человеческих достижений и гениальность мысли человека нельзя охватить за это время,
что отпущено мне, да и никто из нас и при
возможности не сможет охватить необъятность существующего в мире, но, пользуясь,
небольшой толикой познаний, мы должны дать понимание учащимся красоты материальности,
созданного прославленными мастерами, красоту и глубину человеческих чувств, переданные
прославленными мастерами слога и народными талантами, культуру общения и культуру человеческих
отношений.
А для этого
постараемся сориентироваться на трех ипостасях культуры: России, Смоленщины и малой
родины.
Одним из направлений
в моей работе как преподавателя истории является краеведческая работа: ведь
исторические события, происходившие в нашей стране, Смоленщине в той, или иной степени
коснулись и нашего края: существует и по сей день исторически значимые
места, остатки архитектурных сооружений, сохранились предания, легенды, да и земля,
порой, открывает свои тайны.
Подключение учащихся
к изучению истории родного края я планирую последующим направлениям:
·
Знание исторических преданий, легенд, рассказов о тех
или иных
событиях, как при беседе учащихся с родителями, так и с местными жителями.
·
В результате были обобщены сведения, собранные учащимися, по теме «Памятные
места, клады, находки». Эта работа создана самими ребятами.
·
Собранный исторический материал и его оформление имеет прямое воздействие на
чувства учащихся, воспитывает уважение, интерес, любознательность к своему труду.
(Показ папок
«Легенды, клады, находки»)
Конечно, здесь есть
место и для воспитания эстетики: правильное и содержательное оформление
материалов, работа над культурой построения предложений, а в дальнейшем использование данного
материала на уроках истории, а также обогащение культуры речи учащихся.
·
Походы по исторически значимым местам, где сохранились остатки бывших
господских парков, архитектурных сооружений и других достопримечательностей.
Вполне понятно, что
внимание ребят надо направлять на красоту смоленской природы и приучать к
фотосъемке объектов, находя правильный ракурс, чтобы запечатлеть главное, характерное, красивое
и привлекательное, что воздействует на чувства ребенка и его мироощущение.
·
Полученные фотоматериалы идут на оформление альбомов по истории, музея и
кабинета истории. Так кабинет истории оформлен стендами с фотографиями по истории и культуре малой родины, имеется действующая композиция «Чижево - родина Г. А. Потемкина». Здесь же стенды
с выставкой краеведческой литературы.
·
В школе имеется
музей, где хранятся
экспонаты. Он оборудован и стендами по истории родного
края.
Давайте совершим небольшую экскурсию по
школе. Побываем в кабинете истории и музее.
(Показ папок)
Занимаясь свыше 20 лет краеведческой
работой в школе, она стала и моим «коньком» в преподавании истории в школе. К тому же эта
деятельность привела меня в организацию Союза писателей СПб, к контакту с архивами России, Дворянскими собраниями, встрече с известными людьми,
потомками славных дворянских родов.
Являясь, создателем собственных очерков и рассказов по
истории
края я «подключаю» данный материал к урокам истории, приобщая ребят не
только к малоизвестным историческим событиям, но и стараюсь воздействовать на ум
и чувства ребят художественным
слогом.
{Показ изданий
сборников « Смоленское дворянство» Москва
(отмечаю интересный
материал: снимки из личных архивов,
материалы по родословным, собственный
материал)
Практическая часть
(Воспитание эстетических
чувств на уроках истории)
Вполне понятно,
что, имея данный запас материалов по истории родного края,
его необходимо применять на уроках истории, истории Смоленщины, литературы Смоленщины.
В
моем наборе: рассказы, беседы, подготовка ребятами информационных сообщений, иллюстрации,
стенды, экспонаты, творчество
учащихся.
На уроках истории
Смоленщины я провожу такую форму самостоятельной работы учащихся, как работа с
вещественными историческими экспонатами из музея.
Каждый ученик
получает определенный экспонат и выполняет самостоятельную работу по плану:
•
Название предмета и его назначение.
•
Из какого материала сделан.
•
Определение «возраста» экспоната.
•
Способ
производства (ручная работа,
механическая).
•
Форма предмета.
•
Какие имеются надписи, рисунки.
•
Что
понравилось вам в
оформлении данного
экспоната.
•
Выполнение зарисовки
экспоната и продумать
«исторический фон» рисунка.
При изучении истории России (7 класс) по
теме: «Внутренняя и внешняя политика Б. Годунова», я обращаю внимание ребят на строительство Смоленской
крепостной стены. Обращаю внимание на
красивое название крепостной стены «Ожерелье земли русской» Используя иллюстрации, показываю
в чем именно появляется ее красота:
здесь красота природного и городского ландшафта,
неповторимая архитектурность каждой из башен,
фигурность зубцов, а в целом - это действительно мастерски выполненное архитектурное ожерелье. Дополнительно
зачитываю отрывок о смоленской
крепостной стене из очерка «Сиреневый куст».
На уроке «Ожерелье земли
русской» (история
Смоленщины) дополнительно к этой работе, на уроках ИЗО
мы
выполняем творческий рисунок с изображением Смоленской крепостной стены, что
также служит дополнительным стимулом по привитию эстетического вкуса у учащихся.
Ярким событием в
жизни России XVIII века являлись дворцовые перевороты,
возведение на престол Екатерины II.
На уроках я даю
характеристику Екатерины II с показом ее
портрета, на котором отмечаю, что автор сумел изобразить ум, решительность, волю императрицы.
Отмечаю огромную роль
братьев Орловых при возведении на престол Екатерины II.
Даю братьям Орловым характеристику.
Знакомлю с их
родословной, их схожести. Отмечаю силу, мощь, физическую красоту братьев и провожу
параллель с античными героями
Древней Греции.
На этом уроке отмечаю
и роль главного фаворита екатерининской эпохи - Г. А. Потемкина. Обращаю внимание ребят на материалы
экспозиции (кабинет истории) и даю (вкратце) характеристику личности Г. А. Потемкина.
К уроку «Достойнейший
сын Отечества» (история Смоленщины) даю предварительные задания ребятам с предоставлением
краеведческих материалов и провожу полностью урок на местном материале, а он включает:
·
«Историю села Чижево»
·
«Родословную князя Потемкина»
·
«Государственная деятельность Потемки на»
·
«Царский колодец»
·
«Возрождение
исторического места -
сельца
·
Чижево»
На уроке используются
фотоснимки, изображение родового герба, карта села Чижево за 1778 год,
репродукции.
Эстетическое воздействие учащиеся
получают на этом уроке при показе учителем пейзажа села Чижево,
вековой липы у храма, комплекса памятных сооружений в Чижеве,
художественного рассказа.
При изучении темы «Культура России II половины XVIII века»
Раздел «Архитектура II
половины XVIII века» я провожу с
заполнением учащимися таблицы с данным названием, которую заполняем при
самостоятельной работе по следующим пунктам: имя автора, национальность название
архитектурного сооружения, дата
строительства, определение стиля с приведением примеров.
Эта работа выполнятся при консультации учителя.
Уделяю на уроке
внимание учащихся о строительстве в Петербурге Таврического дворца и подаренного
Екатериной II нашему земляку -
Потемкину за его заслуги перед Отечеством и славные победы в турецко-русской войне.
Но привожу интересный
факт о строительстве подобного дворца в селе
Покровском Пореченского уезда В. В. Энгельгардтом из Чижево.
(Зачитываю материал о
строительстве дворца из работы «Необычайное из жизни провинциального
дворянства»)
Ребят удивляет такой
контраст: в глубокой провинции и ... столичный дворец! Отмечаю, что роспись во
дворце вели знаменитые итальянцы-фрескисты.
И, конечно, это эмоционально воздействует на чувства ребят. Настолько силен полет человеческой фантазии
и возможность человека по созданию такого шедевра, содержанием которого является
и высокий эстетический
уровень создателей!
Для
более расширенного и углубленного понимания истории,
ее эстетического влияния и воздействия, я
провел внеклассное мероприятие «Дом
на Невском проспекте». Владение Энгельгардтов из Чижево. Современный концертный зал им. М. И. Глинки место посещений Николаем I,
Пушкиным, Лермонтовым,
Глинкой.
Этот дом - место
действия драмы «Маскарада» М. Ю. Лермонтова.
Интересным было
совместное внеклассное мероприятие с учителем русского языка в «Литературном
салоне» - «Я вас любил...»
В центре -
взаимоотношения А. С. Пушкина и графини Е. К. Воронцовой, чьи корни исходят в Чижево.
А здесь полный
комплекс эстетического воздействия: обстановка, стих, художественное слово, музыка и романтизм!
И все это создают те,
кто стоит на позиции гармонии бытия с миром науки, культуры и воспитания будущего
нашего Отечества.