Дворянское сословное самоуправление

 

А. В. Ильин, О. М. Карамышев

(Санкт-Петербургский государственный университет)

Юридические основания
сословных корпораций дворянства
в великорусских губерниях Российской Империи

Краткий историко-правовой обзор


Одной из важнейших привилегий российского дворянства, приобретенных им в эпоху царствования Императрицы Екатерины II, стало право на объединение в особые внутрисословные корпорации. Политико-правовую роль корпоративных органов дворянского самоуправления трудно переоценить: вплоть до 1917 г. они были встроены в структуру государственного управления (хотя их значение и упало после великих реформ Александра II Освободителя). Между тем литература по данному вопросу сравнительно невелика и малодоступна. Кроме того, в ней встречаются фактические ошибки и неточности, что вызывает необходимость уточнить приведенные в этих книгах сведения непосредственно по законодательным источникам.

Впервые самостоятельными в организационно-правовом отношении согласно Указу “Об учреждении комиссии для сочинения проекта нового Уложения” 1766 г. были признаны дворянские сословные корпорации на уровне уездов. Этим же Указом определялись, в частности, условия и порядок дворянских выборов. Уездное дворянство при участии начальника того города, в котором проводились выборы, путем баллотирования избирало из числа лиц, присутствовавших на выборах и соответствовавших возрастному (не моложе 30 лет) и имущественному ( владение деревней в данном уезде ) цензам, своего Предводителя. Затем, уже под председательством вновь избранного Предводителя и в назначенный им день, проходили выборы дворянских Депутатов.

Поначалу в соответствии с целями Указа 1766 г. уездные Предводители дворянства были избраны на два года. Затем дворянские выборы производились каждый раз лишь по особому Высочайшему повелению. Это вошло в обычай, и в 1771 г. Императрица санкционировала избрание Предводителей по истечении каждых двух лет, не дожидаясь специальных на то указов. А в 1775 г. на основании Учреждения о губерниях срок полномочий уездных предводителей дворянства был продлен до 3-х лет. С этого момента и вплоть до 1917 года 3-х летний срок полномочий сохранялся для всех должностей, замещаемых по выборам от дворянства. (Исключение в 1906-1917 гг. составляли выборы от дворянских организаций в законодательные палаты – Государственный Совет и Государственную Думу).

С изданием Учреждения о губерниях возникли дворянские корпорации и на губернском уровне, а также фактически появилась должность губернского Предводителя дворянства, официально учрежденная однако лишь в 1785 г. на основании Жалованной грамоты дворянству. В Грамоте окончательно закреплялось существование губернских дворянских корпораций как органов местного сословного самоуправления и определялся их правовой статус. Основные положения Грамоты, лишь с некоторыми изменениями, сохранили свою значимость до падения Империи.

Впрочем, справедливости ради следует заметить, что в период кратковременного царствования Императора Павла были отменены многие привилегии, предоставленные российскому дворянству Екатериной Великой.

Однако с восшествием на престол Александра I не только полностью восстановилось действие норм Жалованной грамоты дворянству, но и усилилось значение губернской дворянской корпорации как юридического лица, наделенного в том числе и имущественными правами.

Эволюция законодательства об избирательном праве в дворянских корпорациях продолжалась на протяжении всего XIX столетия. Но наиболее крупный пересмотр был произведен в правление Императора Николая Павловича. Это объяснялось чрезмерным увеличением числа дворян-избирателей, происшедшим в результате дробления дворянских имений при их наследовании и сделках купли-продажи. Было признано необходимым “не касаясь сущности дворянского избирательного права, определить порядок его действия в соответствии с современным состоянием дворянских имений” за счет увеличения имущественного ценза избирателей и в то же время “расширить круг избираемых, поощрив последних к местной службе по выборам дворянства путем сравнения этой службы в наградах и других выгодах с общегосударственною службой” (т. е. служба по дворянским выборам фактически стала службой государственной). Соответствующие изменения в дворянском избирательном праве были зафиксированы в “Положении о порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным” от 6 декабря 1831 г.

***

Итак, совокупность дворян каждой губернии составляла самостоятельную корпорацию – автономное дворянское сообщество. Эти сообщества для обсуждения своих проблем и решения целого ряда вопросов наделялись правом созывать губернские и уездные обыкновенные (очередные) и чрезвычайные (внеочередные) собрания, которые представляли собой полномочные общегубернские или локальные съезды дворян – членов местной сословной корпорации, ее высшие коллегиальные органы общей компетенции.

Очередные губернские собрания проводились раз в три года в определенный срок (по общему правилу в декабре-январе; в некоторых губерниях – в сентябре). За три месяца до открытия общегубернского, проходили дворянские собрания по уездам губернии.

Чрезвычайные дворянские собрания созывались по мере необходимости. Они могли состояться при получении на то специального разрешения Губернатора, которое должен был испрашивать губернский Предводитель дворянства (для проведения уездного чрезвычайного собрания уездный Предводитель действовал через губернского). Предметы ведения чрезвычайных дворянских собраний законом не оговаривались.

В компетенцию обыкновенных уездных собраний входили: подготовка к губернским выборам, избрание одного из своих членов для рассмотрения отчетов об использовании дворянской кассы, избрание посредников для “полюбовного специального” размежевания земель.

Следует особо отметить тот факт, что кандидаты на пост уездного Предводителя и Депутата дворянства от уезда избирались уездным дворянством в ходе губернского, а не уездного собрания. В случаях же, когда досрочно оказывалась вакантной должность уездного Предводителя дворянства (и для ее замещения не было ранее избранного Кандидата либо Кандидат по какой-либо причине не мог ее занять), то тогда с согласия Губернатора и под руководством уездного дворянского Депутата в уездном городе проводились специальные довыборы Предводителя. При отсутствии или болезни Депутата, выборы проводил один из Заседателей дворянской опеки ( получивший наибольшее количество баллов при его избрании на этот пост). Подобное же правило применялось и для замещения вакантного места Депутата от уездного дворянства, но тогда, соответственно, проведением выборов занимался уездный Предводитель.

Основной задачей обыкновенных губернских дворянских собраний было избрание кандидатов на замещение определенных законодательством должностей в местном дворянском самоуправлении. Кроме того, в ходе губернских собраний дворянство могло: обсуждать свои “нужды и пользы” и в связи с этим напрямую сноситься с местной и верховной властью (губернский Предводитель имел право обращаться к Губернатору и Министру внутренних дел, а в особо важных случаях и непосредственно к Монарху); добровольными вкладами составлять общественную дворянскую казну; исключать из своей среды (т.е. из местной сословной корпорации) опороченных дворян. К предметам ведения губернского собрания относилось также рассмотрение губернской дворянской родословной книги, которая велась губернским Предводителем совместно с Депутатами от уездов. Таким образом осуществлялся контроль со стороны губернского дворянства за правильностью ее составления.

Закон особо оговаривал, что дворянское собрание “не должно входить в обсуждение предметов, прямому его ведению не подлежащих и касаться вопросов относящихся до изменения существенных начал государственных в России учреждений”.

В уездных и губернских собраниях дворянства могли принимать участие лишь потомственные дворяне, записанные в родословную книгу губернии, причем одни из них наделялись правом голоса, а другие нет.

В соответствии со ст. 62 и 63 Жалованной грамоты дворянству 1785 г. имущественный ценз для участия в дворянских выборах (т.е. для осуществления активного избирательного права) определялся владением деревней, а для баллотирования на замещение выборных должностей (т.е. для осуществления пассивного избирательного права) требовалось иметь 100 рублей годового дохода с деревень. Беспоместный дворянин мог лишь присутствовать на собрании дворянства, но без права голоса, т.е. имел совещательный голос.

По положению от 6 декабря 1831 г. правом решающего голоса наделялся дворянин, отвечающий следующим необходимым требованиям:

- быть честного и неукоризненного поведения и не находиться в явном пороке или под подозрением;

- быть внесенным в Дворянскую родословную книгу той губернии, в собраниях дворянства которой он пожелал участвовать;

- иметь в губернии недвижимую собственность;

- быть не моложе 21 года;

- иметь чин не ниже 14 класса (причем, полученный на действительной службе, а не при определении в службу или при отставке) либо прослужить полное трехлетие по дворянским выборам;

- представить аттестат или указ об увольнении с последнего места службы, а если продолжал состоять на службе – то отпуск или отпускной вид.

Указом от 29 июля 1832 г. правом решающего голоса в дворянских собраниях дополнительно были наделены:

- потомственные дворяне, получившие чин не по порядку службы, но в качестве награды за отличный подвиг или же в порядке особого монаршего благоволения;

- дворяне, получившие вне службы российские ордена (особо оговаривалось, что под действие данного правила “не подходят купцы, пожалованные орденами, хотя бы они впоследствии и пожалованы были в дворяне, не быв на службе”).

На основании закона от 1 ноября 1875 г., к лицам, имеющим чины или ордена, были приравнены в этом отношении и дворяне, которые окончили высшее или среднее учебное заведение, либо прослужили 3 года на определенных должностях в учреждениях по крестьянским делам, земских или городских.

Однако далеко не все лица, обладающие правом решающего голоса в дворянских собраниях, имели избирательные права, то есть возможность участвовать в дворянских выборах. Обладание правом избирать и быть избранным на должности зависело от размеров и вида имеющейся у дворянина недвижимой собственности, и, соответственно, осуществлялось либо лично (прямое, т.е. непосредственно осуществляемое, активное избирательное право), либо через уполномоченных (опосредованное активное избирательное право, т.е. делегирование избирательных полномочий).

На основании Положения от 6 декабря 1831 г. непосредственным правом участия в дворянских выборах обладал дворянин: имеющий не менее 100 душ собственных крестьян мужского пола; или на собственной земле которого проживало по договору не меньше 100 человек поселян; либо владеющий в пределах данной губернии незаселенной земельной собственностью в размере не менее 3-х тысяч десятин.

По закону от 17 июня 1836 г. активным прямым избирательным правом наделялись также получившие на действительной службе, а не при отставке, чин полковника или действительного статского советника. Но такие лица должны были: во-первых, иметь в губернии не менее пяти поселенных крестьян или 150-ти десятин удобной незаселенной земли; во-вторых, быть записанными в губернскую родословную книгу; и наконец, в-третьих, иметь при себе увольнительный вид. Кроме того, активным прямым избирательным правом были наделены дворяне, не имеющие никакой недвижимой собственности, но прослужившие полное трехлетие в звании Предводителей дворянства.

Законом от 30 декабря 1856 г. в частности разъяснялось, что требование прослужить все 3 года, т.е. обычный срок полномочий в должности, не относится к тем, кто вступил в бывшее государственное подвижное ополчение, если они служили там беспорочно и не подвергались взысканиям, лишающим права служить по выборам дворянства.

По закону от 1 июня 1870 г. вводились новые избирательные условия для тех губерний, где действовало Положение о земских учреждениях. Эти условия стали общим правилом для всех местностей, где производились дворянские выборы.Значительные особенности в избирательном дворянском праве существовали в губерниях: Тифлисской, Кутаисской, Ставропольской и в области Войска Донского. В 9-ти Западных и Белорусских губерниях (Виленской, Ковенской, Гродненской, Киевской, Подольской, Волынской, Минской, Витебской и Могилевской) до начала шестидесятых годов ХIХ столетия существовал общий порядок дворянских выборов. Однако Высочайшим повелением от 28 ноября 1861 г. и позднейшими узаконениями дворянство этих губерний по сути дела было лишено права созывать собрания; должности Предводителей и дворянских Депутатов замещались там не по выборам, а по назначению правительства. В Вологодской губернии выборными являлись дворянские должности лишь на губернском уровне, а на уездном – только в трех уездах: Вологодском, Грязовецком и Кадниковском. В Астраханской губернии избирались губернский и уездные Предводители дворянства, а дворянские депутаты и секретарь дворянства – лишь в случае достаточного для замещения этих должностей количества дворян.

В Архангельской, Олонецкой, Вятской, Пермской и Сибирских губерниях из-за малочисленности там дворянства, выборы не производились. Согласно законодательству должности Предводителей там не полагалось, все иные должности были назначаемыми, а не выборными. Однако в законодательстве имелась оговорка, что если с течением времени количество дворян в этих губерниях увеличиться в достаточной степени, то губернское начальство по собственной инициативе или по просьбе дворянства может ходатайствовать перед верховной властью о разрешении созывать там дворянские собрания.

Таким образом, прямое активное избирательное право в итоге было предоставлено:

1) потомственным дворянам, владеющим в уезде на праве собственности количеством земли, достаточным для получения непосредственного избирательного права в земских уездных собраниях при выборах гласных (т.е. 200-300 десятин в основных земледельческих, Санкт-Петербургской и Московской губерниях и 300-600 десятин в промышленных, степных и лесных губерниях);

2) владеющим в городе или уезде другим кроме земли недвижимым имуществом оцененным на сумму не ниже 15 тысяч рублей;

3) владеющим в губернии недвижимым имуществом (независимо от его размеров или стоимости) лицам, получившим на действительной службе, а не при отставке чин полковника или действительного статского советника, либо имеющим пенсию или аренду не менее 900 руб. в год;

4) прослужившим по выборам, а не по назначению полное трехлетие (с вышеприведенной оговоркой об ополченцах) в звании Предводителя дворянства.

Опосредованным избирательным правом, т.е. возможностью нескольких человек делегировать избирательные полномочия какому-либо одному общему уполномоченному от них избирателю, по Положению 1831 г. обладали дворяне, имеющие в одной губернии не менее пяти душ поселенных крестьян или 150-ти десятин удобной незаселенной земли. Для выдвижения уполномоченного, которое происходило на уездном дворянском собрании, этим – “мелкопоместным” по определению закона – дворянам необходимо было сообща набрать нормальный ценз в 100 душ или 3000 десятин земли. Таким образом, для выдвижения одного уполномоченного от этой категории дворян требовалось от 2-х до 20-ти человек. Несмотря на последующую эволюцию законодательства, это соотношение оставалось неизменным: минимальный имущественный ценз для реализации опосредованного избирательного права составлял не менее двадцатой части от имущественного ценза, который требовался для участия в голосовании при прямых выборах. Мелкопоместные дворяне, не удовлетворявшие минимальному имущественному цензу, были полностью лишены активного избирательного права в губернской дворянской корпорации.

Женщины-дворянки в Российской Империи не могли сами участвовать в делах дворянских собраний, избирать или быть избранными на должности в дворянских сословных корпорациях. Однако они не были вовсе лишены избирательных прав: при условии обладания недвижимым имением, размеры или стоимость которого соответствовали имущественному цензу, предусмотренному для осуществления прямого активного избирательного права, дворянка могла делегировать избирательные полномочия своему ближайшему родственнику – мужу, сыну или зятю; разумеется, лишь в том случае, когда указанные лица сами являлись потомственными дворянами и были занесены в родословную книгу губернии. Если таких родственников не имелось или они по какой-либо причине не могли осуществить подобную функцию, дворянка могла уполномочить иное лицо мужского пола, отвечающее требованиям, необходимым для наделения прямым избирательным правом. Следует особо подчеркнуть, что речь идет об активном избирательном праве. Пассивным избирательным правом женщины-дворянки не обладали ни в коей мере и уполномоченные от них лица не могли баллотироваться на основании такого уполномочия на дворянские выборные должности.

На губернских дворянских собраниях для осуществления внутреннего управления дворянскими обществами избирались: губернский и уездные Предводители дворянства, Депутаты дворянского собрания, Секретарь дворянского собрания и Заседатели в дворянскую опеку.

Если в соответствии с Жалованной грамотой дворянству 1785 г. к имеющим право быть избранными от дворянства предъявлялись более жесткие требования, нежели к избирателям, то, как уже указывалось выше, Положение о порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным от 6 декабря 1831 г. кардинально изменило ситуацию. Согласно данному акту избираться на дворянские должности могли:

- потомственные дворяне, имеющие право участия и голос в делах собраний;

- потомственные дворяне, не имеющие такового права вследствие отсутствия у них недвижимого имения;

- нигде не служившие потомственные дворяне;

- личные (!) дворяне, проживающие в губернии.

Последних, по закону от 17 июня 1836 г. разрешено было избирать лишь на должности земских исправников и заседателей земских судов. А по закону от 1 ноября 1875 г. и для нигде еще не служивших потомственных дворян отменялось право баллотироваться на дворянские должности.

Выборы на основные должности проводились следующим образом. По общему правилу на каждую должность выдвигалось не менее двух кандидатур. На голосование (баллотировку) ставилась каждая кандидатура, при этом каждый голосующий опускал выданный ему шар в ящик с отделениями “за” и “против”; затем шары подсчитывались. Чтобы кандидатура прошла – необходимо было набрать больше голосов “за”, чем “против”. Затем из всех прошедших (которые, кстати, не могли участвовать в голосовании за свои кандидатуры) выбирались двое, набравшие наибольшее количество голосов; при равенстве голосов бросался жребий. Далее, один из них – обычно победивший при голосовании – утверждался в должности, а второй оставался в звании Кандидата на нее.

***

Предводители дворянства, уездные и губернские, являлись высшими единоличными исполнительно-распорядительными органами общей компетенции местных дворянских корпораций. Как уже указывалось, первой возникла должность уездного Предводителя дворянства в 1766 г., а пост губернского Предводителя официально появился лишь в 1785 г.

Изначально в законах никак не определялись взаимоотношения между губернским и уездными Предводителями дворянства. Однако в июне 1808 г. был издан сенатский указ, в котором разъяснялось, что уездные Предводители исполняют свои обязанности и отвечают за свои действия без посредничества губернского Предводителя, которому “обязаны уездные одними токмо сведениями касательно общего по губернии о дворянах и о их имении положения и распоряжения, а ответом не иначе как по особому токмо от Правительства на губернского Предводителя возложению какого-либо разбора”. В указе Правительствующего Сената от 31 января 1827 г. вновь подчеркивалось, что подчиненность уездных Предводителей губернскому допущена быть не может, так как все они “назначаются по выбору одного и того же дворянского сословия из среды оного и с присвоением от него известной меры власти и ответственности, на разных токмо степенях, одинакового же уважения и доверенности основанных”, а следовательно, их взаимоотношения “поставляются в одинаковой степени”. В этом указе также отмечалось, что и дворянские депутатские собрания “не быв местом начальственным для Предводителей, не могут им насылать ни предписаний, ни указов”. В то же время губернский Предводитель дворянства по Положению от 6 декабря 1831 г. официально считался вторым лицом в губернии после Губернатора.

Круг полномочий уездных и губернских Предводителей дворянства как по внутрисословному управлению, так и по общему местному администрированию, был весьма широк. В частности, им вменялось в обязанность:

- попечение о пользах дворянства;

- представительские функции;

- открытие и закрытие дворянских собраний, а также председательствование на них;

- участие в наложении опеки за безмерную роскошь на имущество дворян;

- освидетельствование умалишенных дворян;

- составление сведений и выдача свидетельств об образе жизни, поведении и состоянии дворян;

- составление сведений о вновь рожденных дворянских детях.

В соответствии с Манифестом от 6 декабря 1831 г. губернский Предводитель утверждался в должности Высочайшей властью (Монархом), а уездные и иные выборные от дворянства – Губернаторами.

В некоторых уездах мог избираться один, общий для нескольких уездов Предводитель.

В случае необходимости уездное дворянство могло избирать и Помощника предводителя, который выполнял функции Кандидата, а также исполнял обязанности, возложенные на него Предводителем.

При Предводителях состояла особая канцелярия из секретаря (не путать с Секретарем дворянства) или письмоводителя и двух канцелярских служителей.

В отсутствие уездного Предводителя его место занимал Кандидат или Помощник (там, где эта должность была образована), а в отсутствие губернского Предводителя его полномочия переходили к уездному Предводителю губернского города. Если же уездный Предводитель губернского города по какой-либо причине (болезнь, отпуск и т.п.) не мог исполнять обязанности губернского Предводителя, то тогда его замещал другой уездный Предводитель (набравший по сравнению с другими уездными предводителями губернии наибольшее число голосов при избрании на должность).

Должность дворянских Депутатов была учреждена Жалованной грамотой дворянству 1785 г., согласно нормам которой дворянство каждого уезда избирало по одному Депутату в губернское дворянское депутатское собрание; в его состав входил также и губернский Предводитель дворянства. Губернские дворянские депутатские собрания являлись постоянными коллегиальными рабочими органами общегубернских сословных корпораций. Они были наделены специальной компетенцией, четко установленной в законодательстве и подчинялись непосредственно Правительствующему Сенату.

Первоначально в обязанности депутатских собраний входило лишь рассмотрение доказательств о дворянстве, а также внесение и выдача грамот о внесении дворян в губернскую родословную книгу.

Впоследствии к этим обязанностям добавились следующие:

- составление реестров о доходах с помещичьих имений для уплаты временного сбора в связи с преобразованием Комиссии погашения государственных долгов;

- участие в наложении опек на дворянские имения;

- составление формулярных списков чиновников, служащих по дворянским выборам;

- выдача дворянам, записанным в родословные книги паспортных книжек.

С 1822 г. для решения некоторых специальных вопросов стали проводиться совместные собрания губернского Предводителя и всех уездных Предводителей и дворянских Депутатов губернии. В середине 80-х гг. XIX столетия подобные совместные собрания неофициально стали рассматривать более широкий круг дел, а указом от 10 июня 1902 г. такая практика была узаконена. С этого момента Собрание Предводителей и Депутатов дворянства губернии формально образовывало особое дворянское учреждение, рабочий орган наделенный специальной компетенцией, отличной от компетенции губернского дворянского депутатского собрания.

Секретари дворянства заведовали канцелярской частью как дворянских, так и депутатских собраний.

Дворянская опека учреждалась на один или несколько уездов. Заседатели в нее избирались в количестве от двух до четырех человек дворянством уездов, подведомственных опеке. Председательствовал в опеке уездный (по месту нахождения опеки) Предводитель дворянства. Если опека была учреждена на ряд уездов, то Предводители других уездов могли участвовать с правом голоса в заседаниях дворянской опеки, если рассматриваемые дела касались их уездов. Дворянские опеки занимались попечением о малолетних сиротах и вдовах дворянского состояния, их имений и т.п.

***

Высшее сословие Российской Империи так и не получило общероссийской организации. Когда накануне 100-летнего юбилея Жалованной грамоты дворянству несколько дворянских организаций обратились к правительству с просьбой созвать губернских Предводителей для подготовки к предстоящим торжествам, им был дан ответ, что съезды губернских Предводителей законом не предусмотрены (в 1896 г. в Петербурге по инициативе Министерства внутренних дел и с согласия Императора все-таки состоялось первое из таких совещаний, которые стали затем проводиться ежегодно. Но они носили частный, неофициальный характер, в их работе принимали участие всего от 7 до 10 человек. К тому же, постановления этих совещаний не были обязательны для местных дворянских корпораций. Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов о дворянских учреждениях, действовавшая в составе созданного 13 апреля 1897 г. Особого совещания по делам дворянского сословия, в мае 1899 г. единодушно отвергла предложения об образовании всероссийской дворянской организации и общесословного дворянского представительства, которые не были созданы и в последующем, поскольку позднейшие советы и съезды объединенных дворянских обществ России носили характер общественных, а не сословных организаций).

Принцип сословности пронизывал политическую и правовую жизнь Российской монархии на протяжении всего ее тысячелетнего существования. Однако в имперский период он вступил в неизбежное столкновение с принципом самодержавия. Коллизия двух фундаментальных оснований отечественной политико-правовой системы привела в результате к безусловной победе самодержавности, к подчинению дворянских прав и свобод интересам монаршего единодержавия. Это, в частности, предопределялось тем обстоятельством, что все основные права, вольности и привилегии высшего сословия России не были им “завоеваны”, но октроированы Монархом, прежде всего – в целях укрепления автократии. Вот почему весьма прогрессивные для XVIII – первой половины XIX вв. институты дворянского самоуправления – включая достаточно либеральное избирательное право! – не смогли оказать того позитивного влияния на государственное развитие Империи, какое объективно было заложено в их потенциале.

У России была возможность взрастить на почве сословного представительства либеральную конституционную монархию, подобно тому, как это случилось в соседней Скандинавии и как русские государи сделали это для своих подданных в Великом княжестве Финляндском. Однако здоровое основание дворянских корпоративных привилегий, заложенное дальновидными реформами Екатерины Великой, так и не было использовано для создания представительного правления в нашем Отечестве.

Само законодательство о дворянских корпорациях постепенно мельчало, впадая в излишний казуизм и описание бесчисленных локальных исключений из общих правил.

В итоге попытки революционного перехода к конституционализму, как это ни прискорбно, – оказались неизбежны...

Hosted by uCoz
Источник: " История российских дворянских организаций и учреждений, их сегодняшнее состояние и перспективы развития." Материалы к Второму научному семинару. Санкт-Петербург 1996".

Hosted by uCoz

Hosted by uCoz