|
ПРАВИЛА ОРДЕНА СВЯТОГО
ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО,
установленные Великим Магистром Раймондом де Пюи в Иерусалиме*
(По изданию: Антошевский И.К. Державный Орден святого Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским в России. СПб., 1914.}
Я, Раймонд де Пюи, слуга
нищих Христовых и страж Странноприимницы Иерусалимской, с предварительно рассужденным
согласием братьев моих и всего Капитула утвердил следующие правила в
странноприимном доме св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме.
I. Каждый брат, который приемлется
и вписывается в сей Орден, свято хранит три обета: Обет целомудрия,
послушания и добровольной нищеты без собственного стяжания.
II. За веру Христианскую да стоит твердо; да
придерживается всегда справедливости; обиженным да помогает; угнетенных да
защищает и освобождает; язычников, неверных и магометан да гонит по примеру
Маккавеев, которые гнали врагов народа Божия; да
прилежит всем христианским добродетелям; да печется о вдовах и сиротах.
Нарушители же сего правила да подвергаются временному и вечному наказанию.
III. В оные дни и собрания, которые в
определенные времена каждой четверти года обыкновенно наблюдаем, да читается
сие постановление в присутствии всех братьев.
IV. Всякий, кто обременен долгами; или сильно кому
обязан правом служения, в сей Орден да не приемлется. Хотя кто и обнадежен
братьями к получению креста, однако прежде, нежели облачится в орденскую
одежду, да спрашивается: не вписался ли уже в другой какой Орден и не обязан ли
супружеством, либо гражданскими долгами?
Ибо в случае положив, что одно из сих окажется, то
таковой не может уже быть принят в сей Орден.
V. Одежду кавалерскую, черную (vestem pullam) да носит со
знамением белого креста на левой стороне; сия одежда обыкновенно да будет в
знак мира; в военное же время, когда должно идти на сражение, та же одежда
червленого цвета с белым крестом да будет знаком войны.
VI. Никто незаконнорожденный да не приемлется в
Орден, выключая натуральных детей высокоименитых и
высокородных лиц и то, если таковых мать не будет раба.
VII. Так всеконечно да исключаются из сего
Ордена, кто рожден от родителей язычников, т.е. от Маранов,
Иудеев, Сарацын, Магометан, Турок и сих подобных, что
должно разуметь и о детях таковых князей, хотя оные суть высокородные.
VIII. Равным образом, кто определился в иной
какой ни есть Орден, или обязан супружеством, либо учинил человекоубийство и другие важные законопреступленья,
в Орден да не приемлется.
IX. Кто желает быть принят в сей Орден, тот по меньшей мере должен иметь 13 лет своего возраста, при
том был бы телом здоров, сложением крепок и здравого рассудка; также
трудолюбив, терпелив и благонравен.
X. Всякий, прежде принятия в сей Орден, да
докажет надлежащим образом благородство предков своих, или фамилий пред некоторыми от Приора и Капитула в
обыкновенное собрание нарочно для сего отправленными.
XI. Священнослужению
и Богопочитанию все братья ревностно да прилежат и
вместо обыкновенного у монахов, под правилами живущих, междочасия,
150 крат ежедневно да чтут молитву Господню; в
определенные времена да постятся; ежегодно 3 краты да
причащаются Св. Тайнам, т.е. всегда в три торжественнейшие праздники Рождества Христова, Пасхи и
Пятидесятницы.
XII. Всякий кавалер по званию своему,
отправляющийся на флот в море, да исповедается прежде священнику, и таким образом,
очистивши от всех мирских вещей свою совесть, да простится, сделав духовную или
другое распределение.
XIII. При отправлении священнослужения
и моления, в хорах близ к алтарю да не приступают, чем
бы один другому не могли быть препятствием.
XIV. В том порядке, в
котором всяк прежде, или после другого в рассуждении времени вступил в Орден,
да ходят и садятся.
XV. В известные времена благоговейные крестные
ходы да учреждают, и в оных о мире христиан и постоянном согласии, о
благословении Великого Магистра и всего Ордена да призывают Бога.
XVI. О всяком усопшем кавалере 30 литургий да
отправляют: в память которого каждый кавалер приносит
горящую свечу с денарием.
XVII. В конвенте чрез все время поста Рождества
Христова и четыредесятницы, да имеют проповеди слова Божия и поучения.
XVIII. Никому
в свете да не обязуют себя клятвою; никакого военного
корабля да не снаряжают без согласия и предзнания
Великого Магистра; когда произойдет война между двумя христианскими государями,
да не прилепляются ни к одной стороне, но всевозможно да стараются о
прекращении раздора и об утверждении между ними согласия и мира.