Дворянские объединения русской эмиграции. Дворянские организации Европы.


П. Я. Данзас

Союз Русских Дворян

Воспоминания о Союзе молодежи

Два письма из Парижа

Наш союз, Союз Дворян – основанный в 1925 г., явился звеном, объединившим вокруг определенного центра ряд значительно более мелких кружков и союзов, возникавших в 1920-х годах во всех западноевропейских странах, где постоянно сосредотачивались и скапливались широкие массы белой нашей эмиграции, т.е. “зарубежной Руси”, им удалось в течении 10 – 15 лет обеспечить и сохранить свою самобытность (школы, церковь, искусство, техника), но они так и не сумели, невзирая на многолетний опыт и усилия, создать себе достойную смену. С середины 1930-х годов деятельность их заметно пошла на убыль, так что в наши дни от нее остались лишь обломки былого, с позволения сказать, величия.

Ту же судьбу пережил и наш Союз, в члены которого я был принят в 1927 году. Полагаю, что жизнь и деятельность его в общем и целом известны, поэтому сегодня, я хотел бы кратко рассказать лишь о нашей молодежной секции.

Когда я вступил в члены Союза Дворян, при нем уже организовалась небольшая группа молодежи, на первых порах лишенная какой-либо программы действия, собиравшаяся почти еженедельно для общения (выступления молодых ученых, поэтов и историков, спорт, совместные посещения кино, театров и выставок и, наконец, строевые занятия под руководством бывших офицеров белой армии: постольку поскольку, в глазах бывших участников т.н. “Белого Движения” мы являлись их сменой, как поколение молодых русских людей в Гражданской войне не участвовавших, но все же являвшихся свидетелями-очевидцами событий 1917 – 1920 годов в России).

Во главе этой дворянской молодежи стоял сам еще совсем молодой, студент-биолог, князь Михаил Александрович Волконский, зело даровитый, можно прямо сказать, ученый из одной русской гимназии в Болгарии попавший в стены седой Сорбонны, где его высоко ценили. Он находил возможность заниматься “по совместительству” делами молодежи и представлять ее старшему поколению зарубежных русских дворян.

Около 1929 года, желая расширить и сплотить разросшееся молодое поколение (приток в наши ряды заметно возрос с массовым переездом во Францию наших эмигрантов из Балканских стран, Центральной Европы и Германии), наши старшие (председателем всего Союза состоял в ту пору князь В. П. Трубецкой), принимая во внимание естественное у молодежи желание освободиться от опеки старших и обрести хотя бы известные права на автономию, назначили в нашу молодежную секцию, насчитывавшую во Франции около 650 – 700 человек, своего рода “дядьку”, на подобие тех, что присматривали за барчуками-малолетками преимущественно в среде провинциального помещичьего дворянства.

У нас такому “дядьке” вменено было в обязанность составление месячной программы деятельности молодежи, надзор за ее связями с французскими молодежными объединениями, втягивание молодых, а главным образом девиц, в четверговые встречи (“на чашку чая”), на собрания и собеседования старших с младшими, участие в экскурсиях и отчеты о них “старикам”, устройство (по меньшей мере раз в неделю) балов, концертов, катание на коньках или верхом и т.д. Средства у союза были (о них мы поговорим как-нибудь в другой раз), но членские взносы вносились исправно, причем занимать у “стариков” деньги или иные средства, считалось позором. Следует отметить, что в ту ныне далекую пору, воспитание молодежи, как в школах, так и в домашней среде было куда более строгим, нежели в наши дни.

“Дядькой” к нам был назначен Анатолий Михайлович Дерюгин, из старой столбовой дворянской семьи Псковской губернии. Во времена гражданской войны он находился в районе действий северо-западной армии генерала Юденича, и будучи гражданским лицом участвовал в Псковской губернии в установлении белой власти. Кое-кто из наших членов, сынов генералов и полковников, поначалу косо на него посматривали, видя в нем лицо сугубо штатское, тогда как смену нашим “старикам” могли создать лишь лица прошедшие военную службу. В скором однако времени дядя Толя сделался всеобщим любимцем у нашей молодежи, включая и девушек.

Семья Дерюгиных, по окончании Гражданской войны, прочно осела в Германии и оставалась там до конца Второй мировой войны. Дядя Толя был холост. К нему во Францию, в конце 20-х годов, прибыл из Берлина племянник Миша, закончивший во Франции образование, а впоследствии ставший священником (умер лет десять назад и похоронен на русском кладбище Saint-Geneviиve-des-Bois). Сам же дядя Толя, проработав около 17-18 лет на каком-то кино-предприятии, вдруг вспомнил, что одно из имений его семьи находилось в отошедшей в 1920 году к Эстонии части Псковского уезда (вокруг Изборска и Печор) и, добившись у тамошнего правительства права на владение этой (чисто русской) землей, отправился туда, под стены Печорского монастыря, осел на родной земле и стал хозяйничать в бывшем своем, пусть и урезанном, имении. С ним вместе ушло в печорский край еще несколько лиц из парижской эмигрантской среды, в большинстве дворяне. Сперва жизнь их там наладилась и вести, приходящие от них, свидетельствовали о полном их благополучии. В 1940 году Эстония подпала под власть Советов. Новоявленные помещики, не успевшие бежать в Германию, Швецию или Финляндию, были арестованы и сосланы.

Я в ту пору только что демобилизовался из Французской армии, где пробыл почти 5 лет и вернулся в Париж. Встретив однажды Мишу Дерюгина, узнал от него, что дядя Толя был сослан в Туркестан в Ферганскую область. Что стало с ним с тех пор мне не известно.

***

Вывод молодежи из состава Союза Дворян произошел, по-видимому, вследствие неполадок чисто политического свойства (кирилловщины) между Дерюгиным и председателем Союза князем В. П. Трубецким.

Князь М. Волконский с дядей Толей взялись подогревать молодежь в пользу создания своего собственного Союза, согласно, якобы, нашим интересам, в чем и преуспели. Мы и без того с самого начала вели почти самостоятельную жизнь и привыкли в наших отношениях с французами и прочими иностранцами и выступать от своего (молодежного) имени. Все эти нерусские организации (в т. ч., конечно, и дворянские) в своих приглашениях и отношениях привыкли обращаться непосредственно к нам, вследствие чего, самый наш выход ни в чем особенно не отразился, а дядя Толя остался при нас “дядькой”. Я в ту пору состоял генеральным секретарем кружка, а затем и союза русской дворянской молодежи. Явились мы (Дерюгин, князь Волконский и я) в префектуру, чтобы объявить о возникновении нового общества и зарегистрировать его согласно законодательству. Француз-чиновник с интересом долго рассматривал наши документы: устав, наказ, связь с молодежными организациями, французскими и своими (скауты, витязи, гимнасты-соколы и пр.) и стал проставлять печати и подписывать. Затем, хитро прищурив один глаз, заявил: “Вот, молодые люди! Дело теперь за девушками...” Меня словно холодной водой окатило. Я не выносил эту присущую французам иронию за счет (т.е. где трое русских, там пять мнений...). Так возник наш собственный союз, и день его возникновения был ознаменован балом, на котором вольно было молодым дворянам приглашать кого угодно.

После выхода из Союза значительного большинства его членов, кое кто из последних, чаще всего по личным и семейным причинам , за нами не последовал. Предпринимались попытки сплотить вокруг “стариков” часть членов кружка молодежи. Попытки эти однако успехом не увенчались. Я и сам присутствовал на двух собраниях Союза после выхода, были уговоры и обращения к семьям, но вотще.

Приятно было и вне союза встречать его членов. В 60-голосом русском хоре, в котором я тянул октаву в течении двух сезонов в театре “Des Champo Elysees” (и провалился на экзаменах по геологии в стенах Сорбонны), пел и еще один из нас – граф Коновницын, а другой, Князев, сын адмирала, ведал статистами, и прочая, и прочая.

Сейчас нас, остатков былого величия, оставшихся в живых, можно по пальцам пересчитать. В песках пустыни Сахары почиет прах нашего предводителя, князя Михаила Волконского, незадолго перед тем вступившего в законный брак (на русской) и увезшей жену с собой в знойную Африку. На русском кладбище Saint-Geneviиve-des-Bois в двадцати километрах от Парижа “плотно лежат они, рано познавшие муки свои и дороги свои, все-таки русские, вроде бы наши, только не наши совсем, а ничьи...” – как описал наше кладбище советский поэт Рождественский.

В 1937 году я был призван во французскую армию и сдал секретарство другому. С Союзом тем не менее, весь первый год службы не прерывал отношений, вплоть до “должности” шафера на свадьбах. Служил я в конных частях в самом Париже, частях считавшихся парадными (в мирное время). А там пошли первая общая мобилизация (в 1938 г.), затем подготовка к военным действиям, постоянные маневры... В полку нас было семь русских (трое дворян, в т.ч. граф Алексей Капнист, и двое казаков-донцов). Связь с Союзом была утрачена, а во время немецкой оккупации русские организации временно прекратили свое существование. Я покинул Париж в 1942 г. и вернулся туда только в мае 1960 года. На церковном дворе на rue Daru я встретил друга юных лет Н. П. Курлова. Он стал меня корить за то, что я не посещал “Союз”. На мой ответ что мне ничего неизвестно о его существовании, он повел меня к новому предводителю, князю С. С. Оболенскому и я наново был принят в Союз, который, что греха таить, по сравнению с былым стал заметно “захудалым”. Сейчас уже пятый год состою товарищем предводителя и числюсь редактором “Вестника”. Молодежь сейчас, здесь заграницей, трудно привлечь в наши ряды. Похоже на то, что невзирая на надежды отцов (участников Белого Движения), мы, второе поколение, т.е. свидетели и очевидцы Гражданской войны, останемся бессменными часовыми у старого, потрепанного, но ни перед кем не опускаемого знамени.

Все более юные поколения либо растворились в местной среде, либо сохранились их искусственно созданные и искусственно поддерживаемые единицы; чего и следовало ожидать. Младшая моя дочь, уезжающая завтра в Белокаменную и надолго, несколько лет руководила “кружком молодежи” при Союзе. С большим трудом из почти 200 внесенных в наши списки могла рассчитывать на постоянное сотрудничество 20 – 30 молодых людей и девиц. Правда, и средства были уже не те и с французами прежняя связь сильно сократилась.

Если дворянство призвано продолжать свое существование, то возможно это лишь на родной почве, на Руси. Вне ее беспредметны любые надежды и замыслы. Наш здешний Союз сможет еще продержаться пока не перемрет мое поколение, а дальше ?



Источник: История российских дворянских организаций и учреждений, их сегодняшнее состояние и перспективы развития. Материалы к Второму научному семинару. Санкт-Петербург, 1996

 

Hosted by uCoz