ГЕНЕАЛОГИЯ

 И.В. Сахаров

Институт генеалогических исследований при РНБ

Семейно-родовые организации
российских дворян

Изучение семейно-бытового прошлого русского дворянства, анализ истории общественной мысли в русской дворянской среде, социальной и семейной психологии и мировоззрения типичных представителей этого сословия свидетельствует, в частности, о том, что в XIX в. самосознание этой части российского общества (в сравнении с дворянством таких стран, как, например, Германия; в сравнении с дворянством других народов, населявших Российскую Империю, – таких, как поляки, прибалтийские немцы или грузины; в сравнении, наконец, даже с другими российскими сословиями) было мало связано с родовым началом, с ощущением корневой принадлежности к родственному клану, основательным знанием своей родословной, с культивированием уважения и бережного отношения к прошлому своей семьи. “Я без прискорбия никогда не мог видеть уничижения наших исторических родов; – говорил устами одного из своих героев, явно солидаризируясь с ним, А. С. Пушкин, – никто у нас ими не дорожит, начиная с тех, которые им принадлежат”. “У нас, – писал он же, – иной потомок Рюрика более дорожит звездою двоюродного дяди, чем историей своего дома, т. е. историей отечества”. Десятилетия спустя ему вторит другой выдающийся писатель – И. С. Аксаков: “Большею частью о предках своих ничего не знают, преданий рода не уважают, русской истории не ведают, семейной старины не ценят”. Завершим этот ряд цитат, наводящих на грустные размышления, словами А. Д. Анучина, первоприсутствовавшего в Департаменте Герольдии Правительствующего Сената в конце XIX в.: “С каждым днем я все более и более убеждаюсь в полном равнодушии дворян к своим интересам вообще и в частности к охранению и содержанию в порядке своих сословных дел... Есть члены княжеских фамилий, не знающие своего рода далее деда...”.

Вместе с тем, сколь бы ни было распространенным в российском дворянском обществе такое прискорбное явление, можно было бы привести немало примеров и противоположного характера. Во многих семьях дети и внуки воспитывались в духе преданий родовой старины, любовно сохранялись старинные документы и другие реликвии семейного прошлого, почитались родовые могилы и оберегались память о предках, регулярно служили панихиды по усопшим сородичам и молебны о здравии здравствующих. В таких семьях люди вырастали как неразрывная часть обширного родственного окружения, преуспевавшие члены рода готовы были протянуть руку нуждающимся родичам...

Во второй половине XIX и особенно на рубеже XIX и ХХ веков в среде российского дворянства обозначился заметный подъем интереса к истории Отечества вообще и к истории собственной семьи, собственного рода и, в частности, пробуждалось чувство принадлежности к родственному кругу. Стали предприниматься попытки выявить по возможности широкий круг родственников, познакомиться друг с другом и так или иначе сплотиться воедино, крепло чувство ответственности за судьбу не только членов собственной семьи и ближайшей родни, но и всех других однородцев, рода в целом. Многие дворяне стали стремиться разобраться в истории своего рода, результатом чего стало появление все более многочисленных и все более углубленных исследований по генеалогии различных дворянских фамилий, причем эти исследования обычно предпринимались по инициативе членов соответствующих родов, финансировались ими, и нередко к соответствующим родам принадлежали и сами авторы подобных трудов.

Это нашло свое отражение и в том, что в среде “родственно ориентированных” семей и кланов стала актуальной идея создания постоянных семейно-родовых союзов, во имя сплочения однородцев с целью упрочения родственного духа и организации поддержки малоимущих сородичей.

Особенно активны в этом отношении были представители некоторых прибалтийских – лифляндских, эстляндских, курляндских – родов. Так, еще в 1838 г. официально утвердила устав своего объединения семья Иогана Абрагама фон Якобса, в 1867 г. был утвержден устав семейного легата потомков Якова Георгия Фридриха Бейзе, в 1883 г. возник “Семейный легат Франца Давида Мюллера”. В 1898 г. был опубликован устав организации взаимной помощи рода баронов Корфов-Шмизинг, учрежденной членами этого рода баронами Густавом Сергеевичем и Константином Николаевичем. Интересно, что под влиянием сограждан-немцев в Риге в 1870-х гг. были организованы семейные легаты местных русских – купца Федора Федоровича Анисимова и Ивана Матвеевича Мухина.

Деятельность по созданию постоянных семейно-родовых объединений стала особенно заметной в начале ХХ в.

В этот период, как и прежде, особенно активны были опять-таки семьи “остзейцев” – в Риге, Ревеле и других городах российской Прибалтики*. Так, были организованы учреждения взаимной помощи рода баронов фон-Ганов (1903 г.), фон-Боков (1903 г.), рода Эдлер-фон-Ренненкампфов и фон-Ренненкампфов (1904 г.), фамильный легат Самуила Вильгельма Гримма и его сыновей (1907 г.), учреждение потомков Эрнеста-Августа-Вильгельма Гершельмана (1908 г.), учреждение взаимной помощи рода фон Барановых (1911 г.), легат рода Юргенсенов (1911 г.), легат Теодора Генриха фон Шредера (1911 г.), семейные легаты Шарлотты Кверфельдт фон дер Зедек (1913 г.), Оскара и Антонии Якшей (1914 г.)... В числе подобных объединений в Прибалтике (созданных в начале ХХ в. семьями как дворянскими, так и сословно-смешанными и недворянскими) встречаются и русские фамилии; нам известен, в частности, учрежденный в 1903 г. в Риге фамильный легат потомственного почетного гражданина Ивана Васильевича Гусева.

Однако в собственно русской дворянской среде подобная деятельность была гораздо менее заметной. Тем не менее, идеи создания постоянных родовых объединений проникли и в эту среду.

Пальму первенства в этом отношении, по-видимому, следует присудить Корсаковым, Римским-Корсаковым и князьям Дондуковым-Корсаковым – потомкам Венцеслава Корсака, переселившегося в Москву из Литвы в конце XIV в.: в 1898 г. был опубликован устав фамильной вспомогательной кассы, имевшей своим назначением “оказывать вспомоществование обедневшим или временно нуждающимся членам названных дворянских родов…”** Председателем правления кассы стал действительный статский советники и камергер князь Владимир Михайлович Дондуков-Корсаков (ум. в 1902 г.), а членами правления – отставной генерал-майор, член Совета Русского для внешней торговли банка Сергей Александрович Римский-Корсаков (среди учредителей кассы в 1898 г. насчитывалось девятнадцать лиц, носивших эту фамилию) и Георгий Сергеевич Корсаков (один из тринадцати однофамильцев, вошедших в число учредителей кассы).

В 1906 г. в Санкт-Петербурге Георгий Михайлович Петров, действительный статский (позже тайный) советник, видный чиновник аппарата Государственного Совета и Министерства юстиции, основал в память своего отца, действительного статского советника Михаила Георгиевича Петрова (ум. в 1898 г.), учреждение взаимной помощи, имевшее целью “побуждать и поддерживать в нисходящих потомках его родственное чувство единства и общности интересов, способность к поддержанию чести и благосостояния отдельных членов, а также оказывать денежное вспомоществование нуждающимся родичам”.

В 1912 г. в Санкт-Петербурге состоялся съезд потомков Саввы Дмитриевича Комарова – потомков как по мужской, так и по женским линиям. Ведущую роль в организации этого мероприятия сыграли камер-юнкер, чиновник Государственной Канцелярии Григорий Виссарионович Комаров и “патриарх” рода, генерал-от-инфантерии и генерал-адъютант Константин Виссарионович Комаров (ум. 18 декабря 1912 г., через два дня после завершения родового съезда). На этом собрании было решено принять меры по созданию родового союза, родовой кассы, родового музея (нам остается неизвестным, были ли осуществлены эти замыслы).

В мае 1913 г. был утвержден устав родовой организации князей Оболенских. “Семейный союз рода князей Оболенских, – провозглашено в § 1 Устава, – учреждается с целью объединения всех членов сего рода, для поддержания в них сознания семейной связи и истекающих из этого сознания обязанностей для оказания нравственной опоры и денежного вспомоществования членам рода, оказавшимся в трудном материальном положении, путем выдачи пособия всякого рода, призрения, воспитания детей, выдачи ссуд и т. п., а также для охраны чести и достоинства рода”. Между прочим, в § 30 Устава говорилось о создании специального историко-генеалогического отдела: “При совете состоит особый отдел для ведения родословной князей Оболенских, собирания и хранения документов и всякого рода предметов, относящихся к роду князей Оболенских и т. п. Отдел собирает сведения о рождении и смерти членов рода, о стипендиях, установлениях и всех благотворительных учреждениях, связанных с именем князей Оболенских, и выдает все справки, касающиеся предметов ведения отдела”.

О том, что конкретно было сделано перечисленными выше русскими дворянскими семейно-родовыми организациями, нам мало что известно, тем более, что начавшаяся в 1914 г. мировая война сильно затруднила, а то и парализовала их деятельность.

Исключение составил лишь один родовой союз, организованный позже других, но по масштабам своей деятельности, ее многосторонности и активности едва ли не превосходивший все упомянутые выше, вместе взятые! Мы имеем в виду учреждение взаимного вспомоществования Лихаревых, происходивших от знатного татарина Бахты-Хози, обосновавшегося в Москве и крестившегося в 1391 г. Устав этого объединения был утвержден 4 февраля 1914 г., а в мае 1914 г. по этому случаю в Москве был созван съезд членов этого дворянского рода. Инициатором этого замысла, главным основателем и бессменным руководителем новосозданного учреждения стал петербургский домовладелец Михаил Николаевич Лихарев (1879-1952) – человек, буквально одержимый родовой идеей, обладавший неутомимой жаждой деятельности и располагавший соответствующими собственными средствами. В своей основе лихаревское учреждение представляло собой родовую кассу взаимопомощи, капитал которой формировался из членских взносов, окказиональных пожертвований и поступлений средств по духовным завещаниям. Однако с самого начала оно стало решать не только экономические, но и обширные культурно-исторические задачи. Особое значение имело предпринятое М. Н. Лихаревым издание единственного в России семейно-родового периодического издания – “Родового листка”: несмотря на трудности военного времени и революционные события 1917 г., ему удалось за период 1914-1918 гг. выпустить восемнадцать выпусков “Листка”, в которых содержится обширный и ценный материал по генеалогии и семейной истории Лихаревых.

События 1917 г. и последующего времени, по вполне понятным причинам, привели к прекращению деятельности дворянских семейно-родовых союзов. Многие члены соответствующих родов были репрессированы, погибли во время гражданской войны, бежали за границу***. Единственным, кто, оставшись в России, пытался “стоять до последнего”, был М. Н. Лихарев. Несмотря на то, что основанное им “Древлехранилище рода Лихаревых” (семейный музей, в котором были собраны интереснейшие материалы по истории рода), располагавшееся в его квартире, подверглось разгрому и опустошению, а сам владелец через некоторое время был сослан в Саратов, а затем оказался в Сибири, он пытался делать все возможное и невозможное, чтобы сохранить родовую организацию, но все эти попытки оказались тщетными.

Таков был грустный конец деятельности родовых учреждений, так много обещавших дать российской культуре и науке.

Ныне, когда дворянское движение в России набирает силу, опыт деятельности подвижников родовой идеи не только заслуживает того, чтобы вспомнить о нем и воздать ему должное, но и наводит на мысль, не пришло ли время взять эту идею на вооружение.



Источник: История российских дворянских организаций и учреждений, их сегодняшнее состояние и перспективы развития. Материалы к Второму научному семинару. Санкт-Петербург, 1996

 

Hosted by uCoz